Как получить стипендию китайского правительства и бесплатно учиться в Китае.

Китай — динамично развивающаяся страна, многие пророчат  ей  мировое лидерство. В связи с этим,  все больше и больше людей стремятся получить соответствующее образование.  В этой статье я поделюсь информацией о том, как можно поехать учиться в Китай по стипендии, и расскажу свой опыт.
Во-первых, это совершенно реально получить стипендию или грант и это не требует  заоблачных усилий, необходимо лишь немного постараться, вооружиться упорством и терпением. Тем не менее, с каждым годом растет число  желающих получить стипендию и, соответственно, конкуренция тоже, поэтому ситуация всегда меняется.
На просторах интернета можно найти огромное количество информации на эту тему, поэтому я не буду копировать все заново, а лишь вкратце опишу свою процедуру подачи документов и получения стипендии. Стипендии на учебу в Китай выдаются нескольких видов: правительственная (или государственная), стипендия провинции, городская,  университетская, факультетская (только для тех, кто уже обучается), Конфуция и др.-  с полным списком, различиями и особенностями можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.csc.edu.cn/studyinchina/.  Однако, получить можно только одну. Чаще всего подают на правительственный грант, на грант провинции и стипендию Конфуция (больше выделяемых мест и более полное финансирование). На сайте также представлены списки университетов, специальности, которые принимают участие в той или иной стипендиальной программе, и ссылки на сайты. Могу сказать, что эта информация не  актуальна, необходимо напрямую обращаться в университеты и выяснять или же смотреть на официальных сайтах!  Сроки также указаны условно!

Сейчас я учусь в городе Ченгду(Chengdu), в Сычуаньском университете (Sichuan University), на докторантуре по специальности «материаловедение» (PhD in material science).  Мое обучение проходит на китайском языке, а лекции проводятся с китайскими студентами. У меня полный правительственный грант, который покрывает обучение,  учебные материалы, жилье и каждый месяц выдаются денежные выплаты в размере 2000 юаней.

Далее опишу процедуру подачи мною документов. Сначала я просмотрела  университеты, их сайты, требования и написала список тех,  которые меня заинтересовали. Отбирала я по следующим критериям:

1) Специальность (я закончила магистратуру по физике). Решила подавать на PhD.

2) Требования. Я сдала HSK5, чтобы не брать один год языка.

3) Местоположение (В Китае много диалектов, на севере же больше преобладает путунхуа). Большие города в экологическом плане хуже, но возможностей, конечно же, больше.

После того, как я составила список из около 30 университетов, я разослала письма по е-маилу (адрес можно узнать на сайте). Из этих 30, мне ответили 9, из этих 9- только 5 согласились принять мои документы на конкурс.  Документы я отправила в три университета (можно неограниченно).  Сроки подачи  и требуемые документы  я также уточняла по е-маилу. Из этих пяти университетов, двое отправили процедуру подачи вложенным файлом, три других – ссылки с конкретной информацией на сайтах.

Вторая ступень-  сбор документов.

1)  Диплом. Т.к. я подавала на PhD, я отправила переведенный на английский язык копию диплома с нотариальным заверением.  Первый шаг — отнесла российский диплом в бюро переводов, через несколько дней получила перевод с нотариальным заверением; второй- сделала 3 копии (т.к. подавала в три университета); и третий- отнесла нотариусу заверить копии.

2) Рекомендательные письма. Я написала два рекомендательных письма на русском,  перевела их на английский, распечатала по три копии и попросила двух моих преподавателей из университета (доктора наук) подписать англоязычный вариант, после заверила печатью в общем отделе.  Пример одного из письма приведен на фото:

Letter of reccomendation для поста

3) Медицинский осмотр.  Я обзвонила несколько поликлиник в моем городе, узнала,  где могут заполнить данный бланк.  Принесла им оригинал на китайском языке, бланк, переведенный на русский, и примеры заполнения от ребят, кто получил гранты в прошлые года. После того, как я договорилась с одной частной клиникой, я сдала все анализы и прошла все осмотры в поликлинике по месту жительства (чтобы сэкономить деньги, т.к. по месту жительства это бесплатно), собрала результаты в один файл и отнесла. За 10 минут бланк с печатью был готов.  Заплатила я около 600 рублей. На самом деле, эту процедуру можно было проделать за бесплатно у участкового врача, но т.к. сроки у меня поджимали, я не стала дожидаться очереди и прочей возни (а этого в российских мед.заведениях  предостаточно). пост1

4) Анкета. Анкету на официальном сайте заполнить не представляет особой сложности. Для каждого университета я  заполняла новую анкету и создавала новый аккаунт! На первой строке по приоритету я указывала выбранный университет, а две другие оставляла пустыми. На первой страничке нужно указать вид стипендии, после —  заполнить информацию о себе, образование, родители, паспорт, фотография и т.д. Мой университет особо сильно  не придирался ни к анкете, ни к чему-либо еще (если учесть, что срок паспорта заканчивался через два месяца).

5) Учебный план. Здесь я приложила свое резюме с образованием и опытом  работы, описала свою магистерскую выпускную работу, приложила публикации и мотивационное письмо (почему я хочу учиться в Китае, насколько изучаемая специальность актуальна и как я люблю китайский язык).  В общей сложности вышло 7-8 страниц.

 После того, как я все собрала,  я распечатала все в трех копиях (университеты требуют, чтобы  мед. справка, дипломы, рекомендательные письма были с мокрой печатью, а анкета — лично подписанная).
Все документы собраны, разложены по почтовым конвертам, адреса подписаны и теперь остается только отправить и ждать ответа. Письма я отправляла быстрой почтой – EMS, DHL- выходит дороговато, но сроки уже поджимали.  EMS доставляет за 9-14 дней, DHL- 3-4 дня. Отправлять также можно обычной почтой-  один, полтора месяца, но обойдется в разы дешевле! Ответ пришел на электронную почту в первых числах июня- университет уведомил, что рекомендует меня к получению стипендии. Само приглашение по почте пришло в середине июля. Поскольку на тот момент я была не в России и на студенческую визу подать не смогла, поэтому я сделала обычную туристическую визу на один месяц, а по приезду поменяла на годовую.
Вообще, я подходила довольно лояльно к процедуре подачи. Так, к примеру, документы я отправила в самый крайний срок, они дошли почти впритык (оставался один день до завершения ДДЛ). Мед. справка была с печатью, но не с гербовой (как на сайтах требуют), так и рекомендательные письма Срок моего загранпаспорта подходил к концу, поэтому и приглашение, и visa application пришли на номер старого паспорта. После, я еще и обнаружила ошибки в моем дипломе!
Что касается языка, то стипендии выдаются на обучение на китайском (многие университеты включают один год в программу, если нет знания языка) и английском языках (чаще требуется подтверждение в виде TOEFL, IELTS и т.п). Гуманитарные специальности требуют HSK5  или HSK6,  технические- от HSK4.  После того, как достигнут уровень знания языка, можно приступать к занятиям по специальности.  В конце каждого года (в моем университете) необходимо подтверждать статус стипендиата. Обычно это формальная процедура, где необходимо предоставить оценки/баллы за прошедший год, заполнить форму о том, как старательно вы обучались, каких результатов достигли и еще огого сколько всего можете сделать.
Не только Китай выдает правительственные стипендии иностранным студентам, но и многое другие страны. Сроки подачи документов, отбор кандидатов, денежные выплаты, расходы – все это зависит от конкретной страны.

И напоследок несколько  фактов о стипендии и о Китае:

  1. В большие города конкурс выше, чем маленькие. Оно и понятно- все стремятся оказаться в мегаполисе, где огромные возможности, даже сами китайцы покидают свои провинциальные города в поисках наилучшей жизни.  Однако, мало кто задумывается, что экология здесь в разы хуже, культура постепенно вымирает, уступая дорогу высоченным небоскребам и новейшим технологиям. Все это дело выбора каждого.
  2. На севере учить китайский лучше, чем на юге. В каждой провинции, даже в каждом городе имеется свой диалект. На севере говорят на чистом путунхуа – государственном языке КНР, в то время как на юге преобладают диалекты. Находясь в провинции Сычуань, я не способна понять местных (после того, как я проучилась год в Шеньяне), т.к. между собой они разговаривают на сычуаньском диалекте, переходя на путунхуа при необходимости. Даже внутри провинции имеются разные вариации диалектов.
  3. Работа. Многие иностранцы помимо учебы работают или подрабатывают. В основном, эта работа связана с преподаванием английского языка или модельным бизнесом, также некоторые выступают в барах и работают в клубах. И оплачивается такая работа довольно прилично.
  4. Китайский невозможно выучить за один год. Это зависит от человека. Кто-то и за три года так и не начал говорить, а кому-то и 3-х месяцев достаточно для базового.
  5. На севере Китая холодно зимой?! На севере Китая общежития хотя бы отапливаются. А вообще, для закаленного русской зимой человека ничего не страшно 🙂
  6. Сложно ли учиться в Китае? Зависит от университета, специальности, самого человека и др. факторов. Что касается Сычуаньского университета, я бы не сказала, что иностранные студенты учатся и стараются здесь в поте лица, раз у них находится время на работу вне, путешествия (что могу сказать про себя также). По 2-3 пары в день китайского языка, плюс факультативы по желанию. Уроки идут с понедельника по пятницу; суббота, воскресенье- выходной для всех.  Учеба по специальности уже предполагает график как у китайских студентов, однако, учителя довольно лояльно относятся к иностранцам (особенно, если ты один на факультете).
  7. Можно ли получить несколько грантов? Можно выиграть несколько грантов, но я не знаю случая, когда можно их получать одновременно.

Дорогие читатели! Спасибо за ваши комментарии!

Хотелось бы отметить, что вопросы, ответы на которые можно найти в статье или комментариях, публиковаться не будут.

Пожалуйста, формулируйте вопрос четко и кратко, уважайте мои нервы 😉

Как получить стипендию китайского правительства и бесплатно учиться в Китае.: 122 комментария

  1. Здравствуйте. Прочитала вашу информацию. У меня тоже возник вопрос. Я отправила заявку на сайте laihua. Когда нужно ждать ответ? И нужно ли напрчмую связываться с университетами ( по эл. Почте) или стоит подождать, что ответят нп сайте?

    Нравится

      • Здравствуйте! Я отправила заявку на грант Института Конфуция, жду ответа. Хочу спросить, я могу сейчас отправить так же на Правительственный грант? Или я уже опоздала по срокам? P.S. Мне нужны языковые курсы на полгода.

        Нравится

  2. Добрый день Алия,спасибо вам за вашу полезную статью.
    Я писала 5 или 6 универам из которых ответили 3.
    Но один из нех мне прислал «Preadmission notice for Chinese Government scholarship Students»
    в котором указано что если я получу грант то они готовы меня принять в универ.
    У меня вопрос что мне дальше делать,обращалась в посольство никто не ответил на мой вопрос.
    Мне собрать документы и отправить в этот универ?
    Собираюсь на год изучать китайский,и нск у меня нет я об этом писала в этот универ.
    Жду Ваш ответ и совет…

    Нравится

  3. Здравствуйте!
    Подскажите, правильно ли я понимаю, что стипендию / грант на обучение в Китае могут получить только студенты или люди с уже законченным высшим образованием? Если я не студент и не имею высшего образования, то стипендию мне не дадут?

    Нравится

  4. Здравствуйте! Спасибо за вашу статью, очень познавательная! Я хотел спросить, вы знаете в каких числах срок подачи документов на государственный грант?

    Нравится

  5. После того, как я все собрала, я распечатала все в трех копиях (университеты требуют, чтобы мед. справка, дипломы, рекомендательные письма были с мокрой печатью, а анкета — лично подписанная).(как понять с мокрой печатью?надо распечатать все в трех копиях?

    Нравится

  6. Доброго времени!
    Скажите, пожалуйста, можно ли поступить на языковые курсы с стипендией( не через Конфуция, т.к. HSK нет)?
    Отправила док-ты только в один универ, ищу запасные варианты=)

    Нравится

    • Мне пришло приглашение на визу; письмо- описание (когда, куда ехать и что брать с собой); письмо-описание университета, моей специальности, размеры и сроки гранта.

      Нравится

  7. Добрый день! У меня сын учится в Китае, уже на 2-курсе. Можно ли оформить стипендию или грант? Спасибо

    Нравится

    • Здравствуйте! Думаю, что можно. Уточните в университете. Есть гранты за хорошую учебу. А правительственный, вроде, только с первого года обучения дают, а не с середины.
      Удачи

      Нравится

Добавить комментарий

